«Первыми описателями прошлого восточных славян и Руси были составители древнейших летописных сводов: надежно реконструируемых – «Никоновского» (1070-е годы) и «Начального» (1090-е годы) сводов – и дошедших до нас – «Повести временных лет» и «Новгородской первой летописи». Имея образцом византийскую хронику Георгия Амартола, летописцы второй половины XI – начала XII в., тем не менее, широко обращались к собственной устной исторической традиции , поскольку только в ней они могли почерпнуть сведения о далеком прошлом восточного славянства, предыстории и ранней истории Древнерусского государства. Информация византийских источников не содержала ответов на вопросы, поставленные в начале «Повести временных лет»: «откуду
есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Это обстоятельство и определило характер повествования о событиях, по меньшей мере, до конца X в.: за немногими исключениями (описание похода Игоря 941 г., договоры Руси с греками, «Речь философа», а также пересказы Библии) летописный текст представляет собой переложение устных преданий, еще бытовавших (неясно, в какой форме, прозаической или поэтической) в конце XI в.» (Мельникова Е. А. Преодоление множественности времен: темпоральный аспект передачи устной исторической традиции в «Повести временных лет» // Образы прошлого: сборник памяти А. Я. Гуревича. – Спб.: Центр гуманитарных инициатив, 2011. – С. 339).
Изучению летописных текстов, прежде всего «Повести временных лет», Елена Александровна Мельникова посвятила около тридцати статей.